В разделе: Архив газеты "Бульвар Гордона" Об издании Авторы Подписка
С чего начинается Родина?

Отец героя «Небесной сотни» Владимира ЧАПЛИНСКОГО Владимир Владимирович: «Встречу «беркутню» на улице — рука не дрогнет! Подождите, еще выяснится, сколько активистов в лесах закопано, в крематориях сожжено»

Наталия ДВАЛИ. «Бульвар Гордона»
Два года назад в Киеве начались массовые расстрелы активистов Майдана — за три дня погибли 77 человек. Виновные не найдены до сих пор. Герой Украины активист Евромайдана Владимир Чаплинский погиб на улице Институтской 20 февраля 2014 года от снайперской пули. В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» родители героя «Небесной сотни»
рассказали, как искали тело сына, почему ходят на суд к экс-«беркутовцам» и как вдвоем выживают на общую пенсию 3600 гривен
Владимир Владимирович Чаплинский: «Если бы сын остался жив, ушел бы в АТО»
Владимир Владимирович Чаплинский: «Если бы сын остался жив, ушел бы в АТО»

20 февраля 2014 года в 10.26 в Киеве на улице Институтской недалеко от выхода из станции метро был застрелен активист Майдана Владимир Чаплинский. Снайперская пуля попала в шею и застряла под правой ключицей. Смерть наступила мгновенно. Побратимы унесли тело Владимира в фойе гостиницы «Украина», где среди других погибших лежал друг Чаплинского Иван Пантелеев.

Владимир и Иван познакомились на Майдане, жили в одной палатке, которую в шутку назвали «Паравоз «Анархия», входили в Первую, львовскую, сотню самообороны. Чаплинский — житель Обухова, работал на комбинате электромонтером. Пантелеев — уроженец Краматорска, рок-музыкант, солист группы «Небо Мінуса». Оба приехали на Майдан после того, как «Беркут» жестоко разогнал студенческий протест. Оба погибли в один день с разницей в полчаса от снайперских пуль.

«У нас теперь две жизни: одна — до Майдана, вторая — после. Как первый год после смерти сына прожили — не помним. Внуки вытащили да хозяйство», — рассказывают родители Владимира Чаплинского Антонина Евгеньевна и Владимир Владимирович.

«В ДЕНЬ СМЕРТИ СЫНА Я ГОВОРИЛА С НИМ ПО ТЕЛЕФОНУ: «МАМА, ВСЕ НОРМАЛЬНО, НЕ ПЕРЕЖИВАЙ». ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЧАСОВ ЕГО УБИЛ СНАЙПЕР»

Мама: — В день смерти сына я говорила с ним по телефону: «Вова, де ти?». — «Мама, все нормально, не переживай». Говорю ему: «Вова, на Майдані бойня, не ходи туди». Я же не знала, что он на работе три дня за свой счет взял и 18-20 февраля ночевал на Майдане. Сын опять меня успокоил, сказал: «Нема коли балакати» — и положил трубку. Через несколько часов его убил снайпер.

Папа: — Мне сосед позвонил, сказал, что Ваня Пантелеев погиб, в него семь пуль выпустили. Что с нашим сыном — неизвестно. Уже позже узнал, что когда тело Володи перетаскивали, положили на грудь бумажку с его именем, в суматохе бумажка потерялась. Долго не могли опознать тело, вечером все подтвердилось — Вову застрелили.

Мама: — Когда муж сказал, что Ваня погиб, у меня будто взрыв в голове был: «Ваня всегда там же, где и мой Вова! Если Ваня убит, что с Вовой?». Муж молчит. Я опять звонить сыну, он трубку не cнимает. Одолжила у соседей 200 гривен, быстро собралась и поехала на Майдан разыскивать Вову. Сначала до Обухова, оттуда до Киева добралась, до моста Патона. Стою на мосту и не понимаю, как до центра ехать. Муж и дочь мне звонят, кричат: «Воз­вращайся, не езди туда!». После невестка Света с внуком поехали, нашли Вову вечером в гостинице «Украина», там 12 тел лежало, среди них — Ваня Пантелеев и мой сын.

Родители героя «Небесной сотни» живут в селе Нещеров Обуховского района Киевской области. Шесть соток, частный дом, небольшое хозяйство, на входе вывешен флаг Украины. Мы сидим на кухне, на стене — портреты сына, рядом — снимок с Майдана: Владимир в самодельной экипировке и с круглым щитом, на котором написано: «Паравоз «Анархия».


Иван Пантелеев — товарищ Владимира Чаплинского (они познакомились на Майдане) погиб в тот же день, 20 февраля. «В него семь пуль выпустили...»

Иван Пантелеев — товарищ Владимира Чаплинского (они познакомились на Майдане) погиб в тот же день, 20 февраля. «В него семь пуль выпустили...»


Мама: — Видите, чем защищался? Это алюминиевая крышка от старой стиральной машины «Рига», сын сделал из нее щит и придумал название «Паравоз «Анархия». Вова у меня с юмором. Был.

На Майдан пошел сразу после того, как студентов побили, сказал: «Кто будет защищать, если не я?». Почти каждый день после работы из Обухова в Киев ездил, ночевал на площади. Сначала палаток не было, на деревянных поддонах спал, простудился, воспаление легких. Врачу денег хотел дать, чтоб его выписали: «Мне надо на Майдан». Нам говорил: «Все нормально».

Все выходные, начиная со 2 декабря 2013 года, Владимир проводил на Майдане. Приезжал вечером и дежурил всю ночь, охраняя протестующих от титушек. Был убежден, что именно опытные взрослые мужчины должны оставаться на площади на ночь. Сначала был сам по себе, пока не подружился с Иваном Пантелеевым. Мужчины установили палатку в начале улицы Институтской, записались в самооборону и защищали Майдан в самые острые моменты противостояния.

Мама: — В январе 2014-го во время столкновений на Грушевского сына ранило, светошумовая граната разорвалась, колено повредила. В больницу нельзя, тогда же людей с подобными ранениями сразу арестовывали. Сын хромать стал, дома лечился, просил: «Мама, никому не рассказывай, что меня ранили, иначе заберут».

Я гордилась, что мой сын на Майдане, продукты туда возила. У нас все село протест поддерживало. Очень переживала, чтобы титушкам не попался, они сильно избивали всех. Сын все время повторял: «Мамо, вони мене на коліна не поставлять». Увидела, как «Беркут» издевается над казаком Гаврилюком, подумала: «Не дай Бог мой сын им попадется, они его мертвого на колени поставят». Разве могло в голову прийти, что их отстреливать будут?..

Отец Владимира Чаплинского регулярно ходит на суд над двумя экс-«беркутовцами» Сергеем Зинченко и Павлом Аброськиным, которых обвиняют в расстреле 39 активистов Майдана.

Папа: — Хожу туда, чтобы поддержать родственников «Небесной сотни». Передано в суд дело 39 убитых активистов, а наш Вова — 40-й, следствие долго тянется. И родители этих «беркутовцев» справа от клетки сидят. Мы — слева.


Владимир Чаплинский входил в первую, львовскую, сотню самообороны. «Видите, чем защищался. Это алюминиевая крышка от старой стиральной машины «Рига», сын сделал из нее щит и придумал название «Паравоз «Анархия». Вова у меня с юмором. Был»

Владимир Чаплинский входил в первую, львовскую, сотню самообороны. «Видите, чем защищался. Это алюминиевая крышка от старой стиральной машины «Рига», сын сделал из нее щит и придумал название «Паравоз «Анархия». Вова у меня с юмором. Был»


Мама: — Смотрю на этих двух «беркутовцев» и ничего не чувствую.

Папа: — А я чувствую! Встречу эту «беркутню» на улице — рука не дрогнет! Надо в голове что-то иметь, прежде чем выполнять приказ о расстреле людей. Если нет мозгов — пусть расплачиваются! Сын рассказывал, что «Беркут» вытворял. Подождите, пройдет время — и еще выяснится, сколько активистов в лесах закопано, сколько в крематориях тайно тел сожжено.

Мама: — Отказаться выполнять преступный приказ нельзя было? Сказал бы один боец «Беркута»: «Не буду стрелять по людям», потом — второй отказался бы, третий — и наши дети остались бы живы. Ну как можно по безоружным стрелять?! И пусть не рассказывают о «коктейлях Молотова» и радикалах! Вон чем мой Вова защищался — крышкой от стиральной машины. И что, спасла она его? Нет. Голые они там стояли. Мы с дедом в то время даже не слышали, что бывают бронежилеты.

«ПОРОШЕНКО НЕ НАВЕЛ ПОРЯДОК СРАЗУ ЖЕСТКОЙ РУКОЙ, А ТЕПЕРЬ РАСПЛАЧИВАЕТСЯ»

В ноябре 2015 года, на вторую годовщину Революции достоинства, Антонина Евгеньевна и Владимир Владимирович встречались с Петром Порошенко. Администрация президента Украины пригласила родственников «Небесной сотни» на премьеру документального фильма «Зима в огне», посвященного киевским протестам 2013-2014 годов.

Папа: — Порошенко с нами вместе в автобусе на Майдан поехал, свечки ставил. Выступил немного, про следствие рассказывал: мол, не все сразу, мало следователей, много дел. Два года прошло, а президент говорит «не все сразу»... Порошенко оправдывался, что при Януковиче и после его бегства было уничтожено много улик по Майдану. Никого этот ответ не удовлетворил. Родственники героев «Небесной сотни» президенту в лицо говорили все, что думают о том, кого он назначает во власть. Никто не доволен. Порошенко не навел порядок сразу жесткой рукой, а теперь расплачивается.


Антонина Евгеньевна у мемориала в честь Владимира Чаплинского на Аллее памяти героев «Небесной сотни» в центре Обухова

Антонина Евгеньевна у мемориала в честь Владимира Чаплинского на Аллее памяти героев «Небесной сотни» в центре Обухова


Мама: — И про памятник спрашивали. На Майдан все-таки люди из-за границы приезжают, смотрят, а на площади до сих пор фотографии убитых активистов скотчем к деревьям привязаны. Неужели нельзя ничего придумать, чтобы в Киеве достойный памятник нашим сыновьям поставить?

«НА ПОХОРОНАХ ВНУЧКА ВЗЯЛА МЕНЯ ЗА РУКУ: «БАБУШКА, Я ЗНАЮ, КОГДА ПАПА ВЕРНЕТСЯ, — КОГДА ЯНУКОВИЧА БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ»

Владимира Чаплинского похоронили 22 февраля 2014 года. В центре Обухова открыли Аллею памяти героев «Небесной сотни» и мемориал в честь Владимира Чаплинского. Организацию похорон и установку памятника взяли на себя волонтеры, местная власть и комбинат, где много лет работал Владимир.

Мама: — Как пережили эти дни? Не спрашивайте...

Папа: — «Скорую» вызывали.

Мама: — После похорон очень заболела, но все равно поехала на Майдан 8 Марта. В этот день сын всегда меня поздравлял, цветы дарил, а теперь впервые я сама ему цветы понесла. В первый год после похорон меня часто на Майдан тянуло, ездила туда постоянно. Ни желания, ни настроения хозяйством заниматься не было. С того света вытянули внуки и хозяйство: хочешь не хочешь, а вставай, кур корми, на огород иди.

Владимир Чаплинский погиб через месяц после своего 44-летия. У него осталась жена Светлана и двое детей — 21-летний Владимир и шестилетняя Виолетта.

Мама: — Как внучке объяснили, где папа? Никак. Но она знает, что это могила папы, а это — его памятник. Знает, что папа на небесах. Запускала в небо шарики вместе с письмом для папы. На похоронах Виолетта взяла меня за руку и вдруг сказала: «Бабушка, я знаю, когда папа вернется, — когда Януковича больше не будет». Когда война на Донбассе началась, я молилась, чтобы на нашем кладбище больше не было могил молодых парней. Не помогло. Уже пять новых могил, пять мальчиков в АТО погибли.


«Вроде все хорошо было до смерти сына, а теперь мы никому не нужны. Остались без помощи, без поддержки, без ничего. У мужа пенсия — 2300 гривен, у меня — 1300»

«Вроде все хорошо было до смерти сына, а теперь мы никому не нужны. Остались без помощи, без поддержки, без ничего. У мужа пенсия — 2300 гривен, у меня — 1300»


Папа: — Если бы сын остался жив, ушел бы в АТО. И Ваню Пантелеева с собой бы взял. Ваня к нам приезжал во время Майдана, Вова из него казака и бандеровца делал — остриг наголо, только оселедец оставил. Сын за Украину переживал, говорил нам: «Хочу, чтобы мои дети лучше нас жили. Подождите, еще и вы увидите, как хорошо будет в Украине».

Антонина Евгеньевна держит в руках толстую стопку писем, написанных от руки. Это письма сына из армии. «Он в советские времена в армии служил, есть такой город в Тверской области — Бологое. Тогда мобильных не было, он мне письма писал, я все их сохранила, как чувствовала. Теперь, когда совсем тяжело, перечитываю их, и будто мой Вова со мной».

Папа: — Наша дочь держится, о брате не заикается, а то мама сразу плакать начинает.

Антонина Евгеньевна и Владимир Владимирович познакомились весной 1969 года, а осенью уже сыграли свадьбу. 13 января 1970 года родился Владимир, а в 1980-м — Алена. После рождения первенца Чаплинского как военнослужащего отправили служить на Север в Мурманскую область. Сын окончил в Североморске восемь классов и вернулся в Украину, учился в Хмельницкой области на электромонтера по обслуживанию оборудования. После армии устроился на Киевский картонно-бумажный комбинат в Обухове.

Мама: — Вова — мастер на все руки был, половине села сам электрику провел. Пять лет на Кипре работал, его туда как специалиста пригласили, сначала электриком, а после — старшим мастером производства. Заработал на квартиру и машину. Когда начался «оранжевый» Майдан, он отпуск взял, вернулся в Украину, участвовал в протестах, все время спрашивал: «Почему мы, такой умный и трудолюбивый народ, так бедно живем?». Очень путешествовать любил, всю Украину объездил. Пока Янукович все под себя подгребал, мой сын на двух работах пахал, бедный, и все равно еле хватало. Мы с дедом ничем не могли ему помочь.

Несколько раз в разговоре Антонина Евгеньевна проговаривается, что отношения с невесткой окончательно разладились после смерти сына. Семьям героев «Небесной сотни» государство выделило по миллиону гривен, но выплата идет частями — по 120 тысяч гривен в год. Уже было две таких выплаты. Дополнительно ежемесячно начисляют девять тысяч гривен, если в семье убитого активиста остались несовершеннолетние дети.

Мама: — Вроде все хорошо было до смерти сына, а теперь мы никому не нужны. Остались без помощи, без поддержки, без ничего. У мужа пенсия — 2300 гривен, у меня — 1300. Выживаем благодаря огороду и хозяйству. Но мне уже 64 года, мужу — 69, тяжело очень.

Остались мы у разбитого корыта. Сына нет, и помощи нет. Дочь, конечно, поддерживает, но Вова к нам приезжал и дрова рубил, и сено косил, и ремонтировал. Мы с дедом даже не знали, что могли и на себя помощь оформить. Теперь вот подали документы, может, выплатят и нам что-нибудь. Не будем об этом говорить. Я не жалуюсь. Просто хотела рассказать всем, что был такой Володя, у него такие родители, которые очень им гордятся. Возьмите любую книжку о «Небесной сотне», нигде не написано о родителях героев. Это неправильно.

Папа: — А я хотел сказать, что если бы Россия не вмешалась, все у Украины было бы нормально. Люди, даже те, кто не принял Майдан, сообразили бы все со временем. И Донбасс отрезать не надо. Пусть Россия оттуда уберется, и тогда мы туда приедем, дома-дороги отстроим. Я первый поеду! Никто бы из нас восток на развалинах не оставил, у нас работяг много. Нам на руководителей не везет, а народ у нас отличный, не ленивый, отзывчивый.


Могила Героя Украины Владимира Чаплинского в Обухове

Могила Героя Украины Владимира Чаплинского в Обухове


P.S. Владимир Чаплинский посмертно удостоен звания Героя Украины за гражданское мужество, патриотизм, героическое отстаивание конституционных принципов демократии, прав и свобод человека, самоотверженное служение украинскому народу во время Революции достоинства. Награжден медалью «За жертвенность и любовь к Украине».



Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1000 символов осталось